(Сперовский Николай Андреевич; 18.04.1865, с. Любони Боровичского у. Новгородской губ.- 1923 или 1925), еп. бывш. Рязанский и Зарайский, историк искусства. Из семьи священника. По окончании Боровичского ДУ (1880) и Новгородской ДС (1886) поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Старинные русские иконостасы». Автор изучил древние памятники иконописного искусства, большинство из к-рых впосл. было утрачено, а также многочисленные летописные и документальные источники. Работа включала подробный обзор истории развития иконостасов с XIV до кон. XVII в., в т. ч. описание их многоярусной структуры, сложившейся к кон. XVI-XVII в. Исследование было удостоено Советом СПбДА премии им. В. И. Долоцкого.
6 июня 1891 г. назначен в Новгородскую ДС преподавателем обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола и местных сект. Овдовел вскоре после женитьбы. 19 сент. 1893 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий в честь свт. Димитрия Ростовского, 1 окт. рукоположен во диакона, 3 окт.- во иерея. Проявил себя как талантливый педагог. Устраивал диспуты со старообрядцами, привлекая к этому семинаристов старших классов, в числе к-рых особые способности показал Василий Лебедев (впосл. сщмч. Варсонофий, еп. Кирилловский). 25 мая 1894 г. назначен инспектором вновь открытой Кутаисской ДС, 23 февр. 1895 г. стал ее ректором, 19 марта возведен в сан архимандрита. С 11 янв. 1897 г. ректор Новгородской ДС и одновременно настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, в к-ром размещалась семинария. Член Новгородского об-ва любителей древностей.
2 февр. 1903 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, назначен 2-м викарием Волынской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Житомире в Преображенском кафедральном соборе, возглавил Волынский еп. Антоний (Храповицкий), сказавший Д. при вручении епископского жезла: «Два дарования преимуществуют в тебе: попечение о благолепии храма Божия и близость к простому народу». С 1 мая 1904 г. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. Резко выступал против революции 1905-1907 гг., принимал активное участие в деятельности монархических организаций. Возражал против безответственного применения некоторыми крайне правыми публицистами ссылок на Свящ. Писание, призывал пользоваться Библией благоговейно и осторожно.
Во время дискуссий о путях развития взаимоотношений Церкви и гос-ва в России Д. высказался за проведение реформы в Церкви «сверху и снизу»: «Сверху - нужно освободить нашу иерархию от подчинения чиновникам, созвать собор архипастырей в Москве, который должен избрать Патриарха и приступить к необходимым исправлениям недостатков в нашей церковной жизни. Снизу - нужно немедленно приступить к организации церковных приходов на древних канонических и общинных началах» (Письмо православного епископа // Рус. дело. 1905. № 9. С. 10-11).
С 25 янв. 1907 г. епископ Сухумский. Вопреки требованиям груз. духовенства настаивал на употреблении во время богослужений церковнослав. языка (ПЭ. Т. 13. С. 341), но тем не менее сохранил заведенное его предшественником на кафедре еп. Серафимом (Чичаговым) богослужение на груз. языке в Крестовой ц.
С 25 июля 1911 г. епископ Рязанский и Зарайский, настоятель рязанского во имя Св. Троицы муж. мон-ря. По почину Д. в Рязани была проведена реставрация зимнего Рождественского собора (освящен 23 дек. 1912), на ремонт к-рого епископ внес крупное пожертвование. С 1913 г. он еженедельно совершал в Рождественском соборе акафисты и вел цикл духовных бесед по вопросам современности. Стоял во главе возникшего в Рязани кружка ревнителей Православия.
Д. много сделал для достойного празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 г., поскольку его дальний предшественник на Рязанской кафедре свт. Феодорит, архиеп. Рязанский и Муромский, сыграл важнейшую роль в деле призвания на Российский престол первого из династии Романовых - царя Михаила Феодоровича. Имп. Николай II пожертвовал для некрополя Рязанских архиереев в Архангельском соборе, к месту захоронения свт. Феодорита, фарфоровый киот. Д. возглавил торжественное богослужение и при установке киота освятил имп. дар. Во всех епархиальных духовных учебных заведениях по благословению Д. состоялись праздничные мероприятия, посвященные юбилею Дома Романовых. Особенно пышные торжества прошли в Рязанских ДС и епархиальном жен. училище. С началом первой мировой войны в 1914 г. приложил труды к созданию госпиталей и лазаретов для раненых воинов, в т. ч. в рязанских мон-рях, организовал епархиальный лазарет, в к-ром содержал на личные средства 2 койки.
Был глубокий знаток церковной истории и археологии. Автор мн. публикаций на историко-археологические темы. В авг. 1911 г. принимал участие во Всероссийском археологическом съезде в Новгороде. В мае 1912 г. избран почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. В 1913 г. стал почетным членом Имп. археологического об-ва и Новгородского церковно-исторического об-ва. В 1914 г., после проведенной под рук. Д. большой подготовительной работы, в Рязани был был открыт музей - Епархиальное древлехранилище, где находилась коллекция правосл. реликвий. Главным хранителем Д. утвердил единомышленника и сподвижника в изучении церковных древностей рязанского историка и краеведа С. Д. Яхонтова.
В сане епископа Д. неоднократно посещал родную епархию, в частности Мошенский приход Боровичского у., где в 1877-1907 гг. служил его отец. По отношению Д. от 27 янв. 1915 г. имп. Археологическая комиссия разрешила расширить каменный храм с. Мошенского. В янв. 1917 г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева).
Награждался орденами св. Анны 2-й (1898) и 1-й (1912) степени, св. Владимира 4-й (1902), 3-й (1908) и 2-й (1915) степени.
По словам знавших Д., он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жесткости - он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение» (ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 16. Л. 2-4).
Д. активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также нек-рых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем.
На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губ. отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Гос. думу. В нояб. 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Гос. думе. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы.
После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Д. из епархии. Против Д. выступила и новая гражданская власть - бюро временного комитета общественных орг-ций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Д. 2-месячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Д. с кафедры. В мае Д. приехал в с. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ. к свящ. Димитрию Успенскому и неск. дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня Д. был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ре.
Указом от 7-10 нояб. 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня муж. мон-ря. Деятельно помогал митр. Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в лит-ре именование Д. «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митр. Арсений.
Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, Д. почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Ст. Руссы. 6 февр. 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому мон-рю. 26 марта Д. как глава делегации Ст. Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что Д. представил постановление 9 приходских собраний Ст. Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.
23 июля 1919 г. Д. было поручено организовать временный Псковский епархиальный совет на территории Псковской губ., не занятой белыми войсками (Порховский, Великолуцкий, Опочецкий, Новоржевский уезды и часть Островского), с местопребыванием в Порхове или Вел. Луках. 10 сент. назначен епископом Пермским и Кунгурским. По просьбе самого епископа и уполномоченных приходских советов Ст. Руссы, ходатайствовавших об оставлении Д. в должности настоятеля Преображенского мон-ря, 20 окт. назначение в Пермь было отменено. Предположительно в том же году возведен в сан архиепископа. 4 апр. 1920 г. участвовал в хиротонии Кирилловского еп. Тихона (Тихомирова). В апр. 1922 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
16 марта 1922 г. при изъятии церковных ценностей в Ст. Руссе произошло стихийное выступление верующих, действия властей были приостановлены и было разрешено проведение собраний в городских храмах. 19 марта в Преображенском мон-ре Д. разъяснил, что сдача святынь без санкции высших духовных властей грозит лишением сана и отлучением от Церкви. «Лучше умереть епископом, чем жить расстригой»,- заявил архипастырь. Старорусская уездная комиссия по оказанию помощи голодающим (помгол) согласилась получить взамен церковных ценностей собранные верующими личные серебряные вещи. Всего было сдано 4,5 пуда серебра. Однако очень скоро работа уездной комиссии помгола была признана неудовлетворительной, и изъятие ценностей провели на общих основаниях.
12 мая в Ст. Руссе состоялась выездная сессия Новгородского губ. ревтрибунала по событиям 16 марта. Д. был вызван на процесс в качестве свидетеля. Трибунал внес в Верховный трибунал при ВЦИК предложение о привлечении Д. вместе с Патриархом св. Тихоном и митр. Арсением к уголовной ответственности за противодействие мерам по изъятию церковных ценностей. Это дало основания для ареста Д. по делу Патриарха Тихона. Д. был доставлен в Москву и находился в тюрьме ГПУ, но затем его освободили под подписку о невыезде. Д. проживал на московском Афонском подворье и на Павловской ул. близ московского Данилова монастыря. Дальнейшие сведения о Д. противоречивы. По одним данным, он скончался в Москве 5 мая 1923 г. Однако С. Д. Яхонтов упоминает в дневниковых записях, что архиерей был приговорен к адм. ссылке в Архангельскую губ., затем жил в с. Мошенском. Умер от тифа в доме сестры 5 мая 1925 г. (ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89. Л. 87).